Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
В детском саду должны создаваться
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Основанием для создания специальных
условий обучения и воспитания является заключение Психолого-медико-педагогической
комиссии Краснодарского края (ПМПК).
Прохождение ПМПК и предоставление
заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью
родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК
родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание
специальных условий обучения является обязательным.
В нашем дошкольном учреждении созданы
необходимые условия в соответствии с потребностями воспитанников, имеющих
статус ребенка с ОВЗ.
Специальные условия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья:
• Образовательные программы (АООП)
, методы обучения и воспитания;
• Учебные пособия и дидактические
материалы;
• Технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования;
• Проведение коррекционных
занятий;
• Обеспечение доступа в здания организации.
В МБДОУ д/с №2 в настоящее время имеется один ребенок инвалид по зрению исоздана группа компенсирующей направленности для воспитанников с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении оборудовано 6 групповых
помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий,
объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для
использования инвалидами и лицами с ОВЗ в соответствии с имеющимися
заключениями ПМПК у воспитанников МБДОУ д/с №2.
В состав групповых ячеек входят:
раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая
(для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня (совмещенная с групповой),
буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью,
оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями
воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Для развития экологической культуры
детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными
растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и
погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам
года, дидактические игры.
В старших группах оснащены уголки
экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования
(карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды
театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы
костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах
раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении оборудованы объекты для проведения практических занятий (инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо) в соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников МБДОУ д/с №2.
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения
коррекционной работы с детьми. Оснащен в соответствии с требованиями
логопедический кабинет. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
-проведения диагностического обследования речевого развития детей
дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с
детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детские;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с
изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных
звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое
лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития
фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок
для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы,
опорные схемы для составления описательных рассказов);
б) для обследования интеллекта, развития
памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки
разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор
карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт",
"Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".
в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые
игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим
темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные
шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки,
шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука,
кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы
артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Кабинет педагога-психолога
В кабинете педагога-психолога проводятся
индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и
эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической
готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога
направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья
детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному
развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено
отдельное помещение.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современным
оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр,
учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных
игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами
(металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами
композиторов. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической
литературой и дидактическими играми.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения библиотеки в
дошкольном учреждении не имеется. Литература находится в методическом кабинете
и каждой групповой ячейке: учебная и методическая литература, периодическая
печать, детская художественная литература.
Помещения приспособлены для
использования инвалидами и лицами с ОВЗ в соответствии с имеющимися
заключениями ПМПК у воспитанников МБДОУ д/с № 2.
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен
необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями,
литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в
соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Средства обучения и воспитания
сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги и развлечения. Также имеется спортивная площадка, в каждой группе - физкультурные уголки.
Все объекты спорта приспособлены для использования инвалидами и лицами с
ОВЗ в соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников МБДОУ д/с № 2.
В зале имеется стандартное и
нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения
физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование -
гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и
планки для прыжков;
- спортивный инвентарь - мячи,
мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки,
шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и
др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья
детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции
оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их
возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания,
используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности,
рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в соответствии с имеющимися заключениями ПМПК у воспитанников МБДОУ д/с № 2.
Виды средств обучения:
·
Печатные (методические пособия,
хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал)
·
Электронные образовательные
ресурсы (образовательные презентации)
·
Наглядные плоскостные (плакаты,
иллюстрации настенные)
·
Демонстрационные (муляжи, макеты,
картины, куклы)
·
Игровые (коврограф, блоки Дьенеша,
палочки Кьюизинера, комплекты дидактических, сюжетно-ролевых игр,
настольно-печатные игры)
·
Спортивное оборудование.
Виды средств
воспитания:
·
проектная деятельность
·
коллективный труд
·
трудовые поручения
·
выставки, конкурсы
·
праздники, досуги, развлечения
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Имеется звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением, тревожной кнопкой, таблицей Брайля. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Персонал пищеблока детского сада осуществляют потребность воспитанников в четырехразовом сбалансированным питании (второй завтрак – фрукты, сок).Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Создание отдельного меню
для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ
небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на
общих основаниях.
В ДОУ имеется медицинский кабинет.
В штате состоит медицинский работник – старшая медицинская сестра.
Медицинское обслуживание осуществляется
по договору с ГБУЗ «Белоглинская центральная районная больница» МЗ КК, в
рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья
воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся
профилактические мероприятия по предупреждению
заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Медицинский персонал наряду с администрацией
ДОУ несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение
лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм,
режима и обеспечение качества питания.
В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический
консилиум ДОУ. Целью ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных
возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья
воспитанников. ПМПК ДОУ тесно сотрудничает с ПМПК КК. В сложных ситуациях
воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ПМПК КК.
В детском саду используются
здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие
детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье,
в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
·
проведение профилактических осмотров;
·
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
·
осуществление систематического контроля за физическим развитием
воспитанников и уровнем их заболеваемости;
·
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного
учреждения;
·
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей,
проведением закаливающих мероприятий;
·
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеются 3 компьютера, из них 3 с выходом в интернет.
В групповых помещениях ПК отсутствуют. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих) https://bel2.tvoysadik.ru/
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам
не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ имеются 3
компьютера, из них 3 с выходом в интернет.
В детском саду имеются
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- мультимедийная установка (проектор,
экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный,
спортивные залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной
группе)
Дети-инвалиды и лица с
ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том
числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.