Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк)

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в
ДОУ (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года (ст. 42), приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013
года №1082 «Об утверждении положения о психолого–медикопедагогической комиссии» (далее – ПМПк), Распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года №Р-93 «Об
утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования
России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения», Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в
ДОУ определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического
консилиума детского сада, а также его структуру и режим деятельности,
описывает алгоритм проведения обследования и содержание рекомендаций
консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанников, устанавливает права и обязанности участников консилиума,
устанавливает
перечень
документации
психолого-педагогического
консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей
деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка,
Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями
региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом
ДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими
деятельность
дошкольного
образовательного
учреждения.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной
деятельности
специалистов
службы
психолого-педагогического
сопровождения, направленной на решение задач комплексной оценки
особенностей
развития,
возможностей,
особых
образовательных
потребностей воспитанников и определения стратегии оказания психологопедагогической помощи как в самом дошкольном образовательном
учреждении, так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного
представления об отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из
профессиональных мнений (суждений) педагогов и специалистов
сопровождения, а также участников образовательной деятельности,
заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума в
ДОУ
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы
психолого-педагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в

















освоении основной образовательной программы, развитии и социальной
адаптации, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии
с
особыми
образовательными
потребностями,
возрастными
и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья детей.
2.2. Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного
учреждения являются:
организация и проведение комплексной психолого-педагогической
диагностики воспитанника с использованием современных диагностических
методик, направленных на выявление актуального уровня развития детей, а
именно:
особенностей
сенсомоторного
развития,
познавательной
деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и
определение потенциальных возможностей воспитанников;
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны
различных специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация
работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и
направлению их на ПМПк;
определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
подбор
дифференцированных психолого-педагогических технологий
сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и
реализации программы сопровождения;
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и
планов работы по сопровождению воспитанников;
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в
образовательной деятельности;
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня
актуального развития воспитанника, динамику его состояния, уровень
успеваемости, а также характеристики или заключения для предоставления
при необходимости в ПМПк (Приказ Минобразования и науки Российской
Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного
учреждения выполняет следующие функции:
экспертно-диагностическая –
определяет
качество,
комплексность,
всесторонность и достоверность диагностики развития воспитанника,
трудностей в усвоении основной образовательной программы, социальной
адаптации на разных возрастных этапах;








аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом
глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о
воспитаннике и результатах обследования на Консилиуме;
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей
разного возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к
процедуре обследования воспитанника, к формам документации и
статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании программы
сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его
семьи, оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную
деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ
3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума
возлагается на заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.
Приказом заведующего детским садом утверждается положение о ППк, его
состав, график работы, формы документов, председатель из числа
административно-управленческого состава и секретарь.
3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк
или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит
заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог при наличии, учительлогопед, учитель-дефектолог (при наличии), социальный педагог.
3.3. На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с
конкретными воспитанниками.
3.4. Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих
психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у председателя
Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости.
3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается
всеми участниками заседания ППк.
3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с
установлением ответственности специалистов за исполнение решений,
отраженных в протоколе заседания.
3.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается
всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный
вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием
для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
ребенка.
3.8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей
(законных представителей) в день проведения заседания. В случае
















несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной
форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная
деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования.
3.9. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов,
участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее
трех рабочих дней после проведения заседания.
3.10. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую
комиссию оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на
воспитанника для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным
представителям) под личную подпись.
3.11. Председатель ППк:
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и
обеспечивает систематичность его заседаний;
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы
психолого-педагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы
психолого-педагогического сопровождения воспитанника, его родителей
(законных
представителей),
педагогического
коллектива
ДОУ,
взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и
социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых
кадровых ресурсов);
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и
рекомендациями ПМПк.
3.12. Секретарь ППк:
ведет отчетную и текущую документацию ППк;
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных
на заседание, о дате, месте и времени его проведения;
ведет протокол заседания ППк;
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими
организациями (при необходимости).
3.13. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель и
другие специалисты):
организуют диагностику для определения уровня актуального развития
ребенка, выявления причин и механизмов трудностей в воспитании,
отклонений в развитии и поведении;
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей
работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей
(законных представителей) по созданию оптимальных условий воспитания,
обучения, адаптации и социализации детей;




















участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.14. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист)
утверждается на весь период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям
ППк;
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных
педагогических ситуациях, в общении со сверстниками;
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника
в организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения
и самочувствии;
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями)
воспитанника;
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой
ему психолого-педагогической помощи;
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на
плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой
обсуждения проблем воспитанника на внеплановых заседаниях.
3.15. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для
сопровождаемого
воспитанниками
(организация
рабочего
места,
вспомогательные и технические средства, специальный дидактический
материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и
родителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого
воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ
на
обследование
и
организацию
комплексного
сопровождения
воспитанников и отражается в графике проведения заседаний.
4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком
проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики
воспитания, обучения и коррекции, внесения (при необходимости)
изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников.
4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психологопедагогическом сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и
развития воспитанника;





при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных
представителей) воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного
образовательного учреждения;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами
ППк, степень социализации и адаптации воспитанников. На основании
полученных данных разрабатываются рекомендации для участников ДОУ по
организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.6.
Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами воспитанников на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника.
4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается
доплата, размер которой определяется дошкольным образовательным
учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются,
исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника.
5.2.
Обследование
воспитанника
специалистами
Консилиума
осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или
сотрудников ДОУ с письменного согласия родителей (законных
представителей).
5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк
заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании,
организует подготовку и проведение заседания ППк.
5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций
воспитаннику назначается ведущий специалист (воспитатель или другой
специалист). Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при
необходимости).
5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется
заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк
обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППк.
5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в
обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы,
комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и
адаптации воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников
























6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения детьми с ограниченными возможностями здоровья
конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и могут включать в том
числе:
разработку адаптированной образовательной программы дошкольного
образования;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции ДОУ.
6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут
включать условия воспитания, обучения и развития, требующие организации
воспитания и обучения по индивидуальному образовательному маршруту,
медицинского сопровождения, в том числе:
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема обучающих занятий;
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
воспитанникам необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении
основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и
социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих
и компенсирующих занятий с воспитанниками;
разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
адаптацию учебных материалов;
разработку индивидуальной профилактической программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции ДОУ.
7. Права и обязанности участников ППк
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в
заседании ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания
образовательной программы, степени его социализации и адаптации;
знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;




























вносить свои замечания и предложения по созданию специальных
образовательных условий;
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении,
адаптации, включая определение видов, сроков оказания психологопедагогической помощи;
получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности
ППк.
7.2. Родители (законные представители) обязаны:
неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его
решениями);
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих
занятий и курсов специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические
подходы в воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника
сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психологопедагогического сопровождения;
соблюдать
конфиденциальность
и
нести
ответственность
за
несанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии
и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной
компетенции, отражать его в документации ППк;
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя
дошкольного образовательного учреждения при обследовании ребенка на
ПМПк.
8. Документация ППк в детском саду
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в
дошкольном образовательном учреждении входит:
приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
Положение о ППк в ДОУ;
график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;
журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
журнал направлений воспитанников на ПМПк;
протоколы заседания ППк;
карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое
сопровождение:







результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;
представление воспитанника на ПМПк;
коллегиальные заключения ППк;
карта индивидуальных достижений;
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является
локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом
совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1.
настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».