Дополнительная программа Подготовке к школе МБДОУ дс №2 на 2023-2024г

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Введение. Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Структура программы.
1.4.Планируемые результаты.
1.5.Особенности программы.
1.6.Результаты освоения программы
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Содержание образовательной деятельности «Развитие речи и подготовка к
обучению грамоте»
2.2. «Формирование математических представлений»
2.3. Перспективный план осуществления образовательной деятельности
первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
второй период обучения (декабрь, январь, февраль)
третий период обучения (март, апрель, май)
Раздел №3. Воспитание.
3.1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2.Методы воспитания
3.3.Условия воспитания, анализ результатов
Раздел №4. Методическое обеспечение программы

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Введение
А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм
утверждает,

что

основные

характерологические

черты

личности

складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период
игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как
отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы
растущего человека, сформировать ядро личности. Именно на стадии
начального обучения решается направление развития личности. Всё, что
осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Невнимание к
развитию личности, к складывающимся духовным потребностям и мотивам
деятельности в этом возрасте порождает психологические просчеты, которые
ярко обнаруживаются в следующих ступенях обучения. Среди множества
задач, решаемых каждой ступенью образования, одной из важнейших
является подготовка субъекта образования на следующую ступень. Для
дошкольного образования такой ступенью становится начальная школа.
Целью подготовки детей к школе является обеспечение равных стартовых
возможностей при поступлении в школу.
Учителей волнуют вопросы, как обучать детей, без принуждения, как у
них

развивать

устойчивый

интерес

к

знаниям

и

потребность

к

самостоятельному поиску, как сделать учение радостным.
Пояснительная записка
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность.

Программа

соответствует

запросам

родителей

по

формированию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности, необходимого социально-коммуникативного развития. Данная
программа

предоставляет

возможность

комплексно

решать

проблемы

социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым

условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка,
его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его
психического и физического здоровья через использование технологий
здоровьесбережения.

Интеллектуальная

готовность

ребенка

(наряду

с

эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для
успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. В наши дни мы часто слышим о трудностях, с которыми
сталкиваются родители детей шестилеток: коммуникативных проблемах со
сверстниками, с детьми разных возрастов, с взрослыми (чаще всего – с
родителями). В основном, причины этих трудностей связаны с ограниченными
возможностями ребёнка удовлетворить свои основные жизненные потребности,
в первую очередь, потребность общения с другими людьми. Недостаток в
общении может привести к определённым отклонениям в психофизическом
развитии дошкольника. Это происходит тогда, когда ребёнок не имеет
удовлетворительных эмоциональных связей с родителями или ему недостаёт
положительных контактов со сверстниками. Программа компенсирует и то, и
другое: предлагает общение с коллективом сверстников и помогает родителям
лучше

понять

своих

детей.

Игра

является

ведущей

деятельностью

дошкольников. В ней происходит формирование новых качеств личности,
совершенствуются уже имеющиеся психические процессы, а главное, в
процессе игры возникает новый вид деятельности – деятельность учебная. На
этом этапе формирования личности игра является важнейшим средством
тренировки произвольности поведения и развития творческой деятельности.
Поэтому данная Программа базируется на использовании именно игровых
технологий, и темы Программы подобраны так, чтобы в течение года
оптимально охватить наиболее важные стороны воспитания и обучения. Каждое
занятие строится на основе игр и игровых упражнений, с помощью которых

ведётся разностороннее (психическое, физическое, умственное, эстетическое,
нравственное) развитие ребёнка.
Адресат программы. Программа реализуется в течение 1года и адресована для
детей 5 - 6 летнего возраста и составлена с учетом возрастных особенностей
детей старшего дошкольного возраста. В группу принимаются все желающие,
не зависимо от пола и не имеющие медицинских противопоказаний.
Новизна состоит в том, что данная Программа дополняет и расширяет знания
при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на
занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не
выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное
прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на
практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное
влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой
формы

как

интегрированная

образовательная

деятельность.

Во

время

интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно
целое

элементы

математического

развития

и

физической,

социальной

деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной
деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на
максимуме.
Педагогическая целесообразность программы
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост
количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень
часто

результатом

неуспеваемости,

школьных

неврозов,

повышенной

тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый
год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его
жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация

протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а
также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные
учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового
этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и
заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые
имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка
создает равные стартовые условия для получения начального образования,
делает доступным качественное обучение на уровне начального общего
образования. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок
дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. Он должен
уметь общаться со взрослыми и выстраивать свои отношения со сверстниками.
У

него

должна

любознательность

быть достаточно
выступает

как

развита
основа

мотивационная
познавательной

сфера,

где

активности,

сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
учебных действий. Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к
обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит
ребёнка к школе, но и сумеет снять разного вида перегрузки, сохранит здоровье
детей. Создание комфортной развивающей образовательной среды для общего
развития ребёнка дошкольного возраста, его потенциальных возможностей в 4
сложный период перехода из дошкольного детства в школьное обучение
определяет

направление

дополнительной

общеразвивающей

социально-педагогической направленности «Подготовка к школе».

программы

1.2. Цель программы: Развитие личности каждого ребенка, формирование
его

готовности

к

систематическому

обучению,

преодоление

факторов

дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка,
позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Основные

задачи:

Сохранение

и

укрепление

здоровья;

развитие

личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности; формирование и развитие психических
функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Концепция программы базируется на следующихпринципах:


уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в

сочетании с разумной требовательностью;


комплексный подход при разработке занятий;



систематичность и последовательность занятий;



вариативность содержания и форм приведения занятий;



наглядность;



адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе

занятий;


постепенность

(пошаговость)

и

систематичность

в

освоении

и

формировании учебно-значимых функций, следование от простых и доступных
знаний к более сложным, комплексным;


индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения

только после полного освоения материала предыдущего этапа;


повторность

(цикличность

повторения)

материала,

позволяющая

формировать и закреплять механизмы реализации функции.
1.3.Структура программы
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий
восемь разделов:

1). пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
элементы начального обще образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;
2). общую характеристику учебного предмета, курса;
3). описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4). описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5). личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
6). содержание учебного предмета, курса;
7). тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
8). описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки
детей 5-6 летнего возраста к школе разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального общего образования
второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по
подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение,
2012), рекомендованной Министерством образования РФ. Программа готовит
детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием.
Направления, по которым идёт подготовка к школе:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти,
внимания, воображения, речи, мышления.

5. Развитие мелкой мускулатуры руки и координации движений.
6. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
7. Развитие волевой готовности ребенка.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к
первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста
должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной

активности,

сформированы

эмоционально-волевые

и

познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен
владеть

элементарными

навыками

универсальных

учебных

действий,

коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения
УУД,

предложенными

федеральными

стандартами

начального

общего

образования, составляет основу начального образования. В связи с этим,
создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее
важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Срок реализации программы: 1 год
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:


Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.



Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного

языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с

определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать
дикцию.


Учить делить слова на слоги.



Дать первоначальные представления о предложении.



Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и

последовательно передавать содержание текста.


Совершенствовать умение составлять рассказы.

2. Развитие элементарных математических представлений:


Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном

порядке и отношений между числами натурального ряда.


Учить решать стихотворные задачи.



Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о

пространственной ориентировке.


Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

1.4.Планируемые результаты.


Уменьшение

факторов

риска,

которые

приводят

к

нарушению

психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к
школе;


Формирование комфортной образовательной среды.



Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;



Эмоциональное благополучие ребенка в классе;



Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;



Выработка

учителем

стратегий

индивидуального

(личностно

–

ориентированного) подхода к учащимся.
Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
 учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
 уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;

 комплексный подход при разработке занятий;
 систематичность и последовательность занятий;
 вариативность содержания и форм проведения занятий;
 наглядность.
1.5.Особенности программы
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В
ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира.
А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно
встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение
знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и
эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе
обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые
знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия

— деятельность самих ребят, что

заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать
выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие
детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с
эмоциональным

переживанием.

Путь

познания

—

«от

учеников»

к

коллективному поиску.
Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому
чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 20, решение
простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =,
понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева»; укрепление
мышц кисти руки и пальцев.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование

и

моделирование.

Виды

действий

в

процессе

конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение

общего

и

различного;

осуществление

классификации;

установление

аналогии. Формы занятий – занятия-игры, практические занятия.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность»
лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук –
слово – предложение – связное высказывание – текст.
Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными
словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование
словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии
картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки;
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых
обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;

– соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по
контуру).
Планируемые результаты.
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми
словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
Программа состоит из следующих разделов
Раздел «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (развитие
речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на
разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности,
выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха,
творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц
двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов
как единого целого действия. Раздел ведёт подготовку к обучению чтению и
обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе,
воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные
различия

между

литературными

жанрами:

сказкой,

рассказом,

стихотворением. Программа курса подготовки к обучению письму отражает
современные научные взгляды на способы организации развивающего
обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного

развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого
мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами являются:


Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,

вариативности мышления.


Формирование

приемов

умственных

действий:

анализа,

синтеза,

сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.


Обучение звукобуквенному анализу слов.



Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие

грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт
ребенка.


Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры

речи детей.


Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого

ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к
активной деятельности и творчеству.
Раздел

«Развитие

математических

представлений» направлен

на

развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и
новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики,
понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников
являются:


Формирование

мотивации

познавательных интересов, радость

учения,

ориентация

на

удовлетворение

творчества.



Увеличение объема внимания и памяти.



Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, классификации, аналогии).



Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения,

творческих способностей.


Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения.


Выработка

умения

целенаправленно

владеть

волевыми

усилиями,

устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.


Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в

соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий.
Место занятий в учебном плане
Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему занятий и
состоит из следующих разделов: ««Развитие речи и подготовка к обучению
грамоте»»,
организуются

«Развитие
на

базе

математических
детского

сада(

представлений».

количество

Занятия

обучающихся-

20,

разделённых на 2 подгруппы по 10 человек.) и имеют следующую временную
структуру: 1 занятие в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 2025 минут. Программа рассчитана на 36 недель. Общее количество занятий – 72
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного

и

начального

общего

образования

(федеральные

государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок,
качествами:

поступающий

в

первый

класс,

обладает

следующими



физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими

навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и
обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает
за растениями, животными, игрушками, книгами;


знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве,

мире и природе;


владеет средствами общения и способами взаимодействия с

взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы
общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит
речевое высказывание в устной форме.
1.6. Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные ООД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я
- концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное
отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
Познавательные

ООД: знаково-символическое

моделирование

и

преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные ООД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Коммуникативные ООД: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера
по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предполагаемые результаты:
Ребенок должен уметь:


распознавать первый звук в словах;



внимательно слушать литературные произведения;



называть персонажей, основные события;



отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные

выводы;


пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;



составлять элементарный рассказ по серии картинок;



обсуждать нравственные стороны поступков людей;



участвовать в коллективных разговорах;



использовать принятые нормы вежливого речевого общения;



различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат),

по цвету, по размеру;


считать от 0 до 20 и в обратном направлении;



определять количество предметов в пределах 20, соотносить количество с

цифрами;


ориентироваться в пространстве;



ориентироваться в тетради в клетку;



выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;



использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,

загибание, скатывание, сплющивание и т.д.);


определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо,

выпал снег;


уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Ребенок получит возможность научиться:


устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по

имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);


различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;



правильно произносить все звуки; выделять их из слов;



находить слова с определённым звуком;



определять место звука в слове;



соблюдать орфоэпические нормы произношения;



составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;



составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;



пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным

иллюстрациям;


соблюдать элементарные гигиенические правила;



ориентироваться на странице в тетради;



различать

малые

фольклорные

жанры

(загадки,

скороговорки,

чистоговорки, колыбельные, потешки);


устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в

прямом и обратном направлении;


присчитывать и отсчитывать по одному, по два;



правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку;



штриховать предметы вертикально и горизонтально;



различать живую и неживую природу;



различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;



различать домашних животных, перелётных и зимующих птиц;



различать деревья и кустарники и цветы;



наблюдать зависимость изменений в живой природе от изменений в

неживой природе;


определять условия необходимые для роста растений.

Средства, необходимые для реализации программы:


учебно-тематическое планирование;



азбука;



рабочие тетради;



прописи;



наглядные пособия;



счетный материал.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Содержание образовательной деятельности
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№

Основные направления

1.

Развитие речи
Беседа по картинке:

Образовательные задачи

Учиться

беседовать

- совершенствование общих совершенствуя
речевых навыков;

умения

по

картине,

общих

речевых

навыков, составлять описательный рассказ

- составление описательного по иллюстрации и по предложенному
рассказа.
Составление
плану.

плану;
рассказа

по - формировать навыки грамотной речи
посредством

знакомства

с

- Правильное употребление художественными
слов-названий

действий, -

объяснение их значений.

развивать

слух,

внимание,

память,

- Обучение неторопливому неторопливому
и

и

предметов, беседой по их содержанию;

признаков

темпу

произведениями

ритму

речи, умеренной

фонематический

мышление;

обучиться

речевому

дыханию,

громкости

и

правильному

речевому интонированию;

правильному
дыханию,

умеренной -

формировать

громкости и правильному обобщающие

умение

слова

правильно употреблять

интонированию.

к

подбирать

группе

слов,

слова названия

Образование предметов, признаков и действий, а также

-

вести диалогическую, монологическую и

существительных,

род косвенную речь.

обозначающих
деятельности,

образование

сложных слов.
- Подбор обобщающих слов
к группе предметов
Диалог,

-

монолог,

косвенная речь.
Знакомство с буквами.

2.

Предложение и слово:
-

членение

предложения;

речи

Формировать представления о том, что
на предложение состоит из слов;
- учиться определять количество слов в

- членение предложений на предложении,
слова;

схему

предложения;

- членение слова на слоги с использованием

записывать

развивать

связную

творческие способности;

речь,

память

и

графических схем

- формировать умения делить слова на

Слог и ударение:

слоги, правильно ставить ударения; о- -

- деление слов на слоги;

обогащать словарный запас обучающихся,

- определение количества развивать приемы логического мышления; слогов в слове.

формировать умения различать буквы; -

Звуки и буквы:

формировать

- представление о звуках;

звуки

умения

русского

характеризовать
языка

(гласные

согласные
- различие на слух и при ударные/безударные;
произношении гласных и твердые/мягкие, парные/непарные твердые
и

согласных звуков;
-

обводка

мягкие;

согласные

звонкие/глухие,

штриховка парные/непарные звонкие и глухие);
- выделять изучаемые звуки, обозначать их

и

контуров;

- знакомство с написанием буквой;
больших и маленьких букв, - находить ответы на вопросы, используя
основные

типы

соединений.
Знакомство

с

буквами.

3.

их учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии; -

гласными формировать умения штрихования и
обводки контуров, а также написания

Знакомство с согласными

больших и маленьких букв, основных типов

буквами.

соединений.

Знакомство с понятием

-учить

транскрипция

согласной.

отличать

гласную

букву

от

Художественная
литература
Сказка:
- пересказ сказки;

Научиться отвечать на вопросы по
содержанию,

ориентироваться

в

-

соотносить

содержание произведениях, составлять описание героев

текста с изображением на произведений на основе опорных слов и
картинке;

прочитанных произведений;

- отвечать на вопросы;

-

- ставить вопрос к тексту;

соотносить

уметь

пересказывать

произведения;

содержание

текста

с

- придумывать необычный иллюстрацией к нему;
конец.

-

отвечать

Рассказ:

необычный конец;
составлять

- пересказ небольшого по -

вопросы,

придумывать

небольшой

рассказ;

литературного придумывать вопросы к тексту;

объёму

произведения;
-

на

соотносить

определять

-

последовательность

содержание событий, формировать навыки правильной

текста с изображением на речи.
картинке;
- отвечать на вопросы;
-ставить вопрос к тексту;
2.2.«Формирование математических представлений»
№ Основные направления
1.

Образовательные задачи

Арифметический
Числа от 0 до 10.

Учиться

нумерация

названия,
последовательность

е

числа

с

количеством предметов, писать цифры,

Счёт предметов.
Устная

соотносить

чисел: соотносить цифры и числа, образовывать
числа;
и

обозначение чисел от 0 до

- уметь читать числа от 0 до 10;
- изучить свойства натурального ряда

чисел;

10.
Сравнение

чисел

первого

- выделять известные и неизвестные
величины;

десятка.
Свойства натурального ряда

-устанавливать

между

величинами

отношения части и целого, использовать

чисел.

понятия

Цифры и числа.
Решение задач с помощью
рисунков.

"часть",

"целое",

"больше

(меньше) на...", "увеличить (уменьшить)
на...";

осуществлять

синтез

как

составление целого из частей.

Чтение чисел.
Числа от 10 до 20
2.

Геометрический
Сравнение:

Учиться

распознавать

и

называть

- по форме;

геометрические формы в окружающем

-по размеру;

мире;

-по

расположению

на

-

строить

рассуждение

о

значении

плоскости, в пространстве;

понятий "квадрат", "круг", "треугольник",

-по назначению;

"прямоугольник"; сравнивать предметы по

-по цвету.

свойствам, классифицировать по заданным

Изготовление
фигур из бумаги.

моделей критериям;
- осуществлять анализ предметов с
выделением

существенных

признаков

(цвет, форма, размер, расположение на
плоскости, в пространстве), сравнивать
группы предметов;
- уметь выполнять логические действия:
анализ, синтез;

- устанавливать аналогии и причинноследственные связи;
- учиться изготавливать модели фигур из
бумаги.
3.

Содержательнологический
Сложение

чисел.(

Знакомство со знаком +)

Развивать

внимания,

памяти,

воображения;
- учиться сравнивать группы предметов;

Вычитание

чисел.(Знакомство со знаком уметь выполнять логические действия:
анализ, синтез;

-)
Развитие:

-учиться складывать простые числа

-внимания;

-учиться вычитать простые числа.

-памяти;

- устанавливать аналогии и причинноследственные связи;

-воображения;

-

-мышления.

-

-зрительные;

Выполнение заданий:
существенных

признаков;
-выявление
закономерностей;
-проведение анализа;

-сравнения.

выполнять

осуществлять

поиск

необходимой

информации для выполнения учебного

-слуховые.

-синтеза;

умения

зрительные и слуховые диктанты;

Диктанты:

-выделение

развивать

задания

с

выделением

существенных

признаков, выявления закономерностей и
проведения анализа, синтеза и сравнения;
-

осознанно

выполнять

построение

речевого высказывания в устной форме.

2.3.Перспективный план осуществления образовательной деятельности
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
№ Неделя Тема ООД

Задачи

Сентябрь
1

1

Беседа по картинке.

Учиться

беседовать

по

картине,

совершенствуя

умения общих речевых
навыков,
2

2

Числа от 0 до 10.

Учиться
числа

соотносить
с

е

количеством

предметов, писать цифры,
соотносить
числа,

цифры

и

образовывать

числа;
- уметь читать числа от 0
до 10;
3

3

Составление рассказа по плану

Учиться

составлять

описательный рассказ по
иллюстрации

и

по

предложенному плану;
4

4

Счёт предметов.

- уметь читать числа от 0
до 10;
-

изучить

свойства

натурального ряда чисел;
- выделять известные и
неизвестные

Октябрь
5

5

Правильное
названий

употребление
предметов,

слов- -

формировать

навыки

признаков грамотной

действий, объяснение их значений.

речи

посредством знакомства с
художественными
произведениями
беседой

и

по

их

содержанию;
6

6

Устная нумерация чисел: названия, - уметь читать числа от 0
последовательность

и

обозначение до 10;

чисел от 0 до 10.

-

изучить

свойства

натурального ряда чисел;
7

7

Обучение неторопливому темпу и -

развивать

внимание,

ритму речи, правильному речевому фонематический
дыханию, умеренной громкости и память,
правильному интонированию.

слух,

мышление;

обучиться неторопливому
речевому

дыханию,

умеренной громкости и
правильному
интонированию;
8

8

Сравнение чисел первого десятка.

-устанавливать
величинами
части

между
отношения

и

целого,

использовать

понятия

"часть", "целое", "больше
(меньше)
"увеличить

на...",
(уменьшить)

на....";

осуществлять

синтез как составление
целого из частей.
9

9

-Образование
обозначающих

существительных, род

формировать

деятельности, подбирать

образование сложных слов.

слова

к

умение

обобщающие
группе

правильно

слов,

употреблять

слова

названия

предметов, признаков и
действий, а также вести
диалогическую,
монологическую

и

косвенную речь
Ноябрь
10

10

Свойства натурального ряда чисел.

-

изучить

свойства

натурального ряда чисел;
11

11

Подбор обобщающих слов к группе предметов

формировать

подбирать
слова

к

правильно

умение

обобщающие
группе

слов,

употреблять

слова

названия

предметов
12

12

Цифры и числа.

-иметь понятия о цифре и
числе.

13

13

-Диалог, монолог, косвенная речь.

-научиться

вести

диалогическую,
монологическую

и

косвенную речь.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
№ Неделя Тема ООД

Задачи

Декабрь
14 14

Решение задач с помощью рисунков.

15 15

уметь

сопоставлять

числа

с

рисунками.

Предложение и слово

Формировать представления о том,
что предложение состоит из слов;
- учиться определять количество
слов в предложении, записывать
схему предложения;
- развивать связную речь, память и
творческие способности.

16 16

Чтение чисел.

- уметь читать числа от 0 до 10;

17 17

Слог и ударение

- формировать умения делить слова
на

слоги,

правильно

ставить

ударения; о- - обогащать словарный
запас

обучающихся,

развивать

приемы логического мышления; формировать

умения

различать

буквы; - формировать умения.
Январь
18 18

Числа от 10 до 20

- уметь читать числа от 10 до 20;

19 19

Звуки и буквы:

-

выделять

изучаемые

звуки,

обозначать их буквой;
- находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на
занятии;

формировать

-

умения

штрихования и обводки контуров, а
также

написания

больших

и

маленьких букв, основных типов
соединений.
20 20

21 21

Сравнение:

-учиться распознавать и называть

- по форме;

геометрические

-по размеру;

окружающем мире;

Сказка:

пересказ

формы

в

сказки. Научиться отвечать на вопросы по

Составление плана.

содержанию,

ориентироваться

в

произведениях, составлять описание
героев

произведений

опорных

слов

и

на

основе

прочитанных

произведений;
Февраль
22 22

Изготовление
фигур из бумаги.

моделей

аналогии

-устанавливать

и

причинно-следственные связи;
-

учиться

изготавливать

модели

фигур из бумаги.
23 23

Рассказ:

- составлять небольшой рассказ;

- пересказ небольшого по придумывать вопросы к тексту;
объёму

литературного -

произведения

определять

последовательность

событий, формировать

навыки

правильной речи.
24 24

Сложение

чисел.( -учиться складывать простые числа.

Знакомство со знаком +)
25 25

Знакомство с написанием -учиться

написанию

больших

и

больших и маленьких букв, маленьких букв, основных типов
основные

типы

их соединений.

соединений.
3 период обучения (март, апрель, май)
№ Неделя Тема ООД

Задачи

Март
26 26

Сложение

чисел.

( -учиться складывать числа.

Знакомство со знаком +)
27 27

Обводка

и

штриховка -умения штрихования и обводки

контуров
28 28

контуров

Вычитание

чисел - уметь вычитать простые числа.

(Знакомство со знаком -)
29 29

Знакомство

с

гласными -уметь определять гласные буквы.

буквами.
Апрель
30 30

Диктанты:

-

развивать

умения

выполнять

-зрительные;

зрительные и слуховые диктанты;

-слуховые.
31 31

32 32

Знакомство с согласными -

уметь

определять

согласные

буквами.

буквы.

Выполнение заданий:

- осуществлять поиск необходимой

-выделение
признаков;

существенных информации

для

выполнения

учебного задания с выделением

существенных признаков.
Май
33 33

Знакомство с понятием

- уметь выделять звуки в словах.

транскрипция
34 34

Выполнение заданий:

- осуществлять поиск необходимой

-выявление

информации

закономерностей;

учебного задания с выделением

-проведение анализа;

существенных

для

выполнения
признаков,

выявления

закономерностей

и

проведения

анализа,

и

синтеза

сравнения;
35 35

Членение слова на слоги с - формировать умения делить слова
использованием

на слоги

графических схем
36 36

Выполнение заданий:

- осознанно выполнять построение

-синтеза;

речевого высказывания в устной

-сравнения.

форме.

Формой контроля

усвоения изученного материала является тестирование,

которое проводится три раза на протяжении всего процесса обучения: входное,
промежуточное и итоговое.
Раздел №3. Воспитание.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Цель: Воспитание самостоятельности при выполнении заданий. Воспитание
нравственных
отношению

качеств,
к

а

именно

окружающим.

терпимости,

Развитие

доброжелательности

личности,

самоопределение

по
и

социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей.
Задачи:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям, к
собственным нравственным позициям и этике поведения в детском коллективе;
детьми

-приобретение

опыта

поведения,

общения,

межличностных

и

социальных отношений в составе группы, применение полученных знаний,
организация активностей детей, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания детей.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
-принятие и осознание ценностей языка, литературы.
взаимной

-формирование

помощи

и

поддержки,

особенно

поддержку

нуждающихся в помощи.
-воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим.
3.2. Методы воспитания:
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения метод
стимулирования,

поощрения

(индивидуального

и

публичного);

метод

переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития
самоконтроля

и

самооценки

детей

в воспитании;

воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов:

методы

воспитания

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации детского
сада в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения. Т. е. как идут

продвижения в достижении определённых

целевых ориентиров воспитания, что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем.
Раздел №4. Методическое обеспечение программы
1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. –
М.:Просвещение, 2012.
2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие
для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.
А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.
3. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. –
3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность)
4. Ю.И. Новосёлова. Рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и
подготовке к обучению грамоте. Раздаточный материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».